cпециализация: психологическая работа с детьми и родителями

Цель программы:

– дать целостную систему знаний по возрастной психологии (от 0 до 18 лет);

– подготовить специалистов к работе с самыми разнообразными случаями, которые встречаются в практике детского психолога;

– познакомить с методами и инструментами психологической работы с детьми и родителями и использованием их на практике;

На кого рассчитана:

– психологов, работающих с детьми, подростками и их родителями;
– специалистов сферы дошкольного, среднего и дополнительного образования;
– психологов, работающих со взрослыми людьми (ведь они тоже когда-то были детьми);
– педагогов;
– врачей.

На специализацию принимаем:

Практикующих психологов любых направлений, имеющих необходимый минимум знаний о психологии человека:

– с профильным образованием (минимум 230 часов психологии в дипломе);

– студентов профильных вузов;

– с дипломом о переподготовке в области психологии.

– студентов программ переподготовки в области психологии.

Структура обучения:

10 трехдневных циклов по пятницам-субботам-воскресениям.

По окончании программы выдается:

– Удостоверение о повышении квалификации.

– Сертификат о прохождении программы специализации.

Цикл 1. Возрастная психология как наука. Основные теории развития.

Возрастная психология как наука. 1882 г. «Душа ребенка» В. Прейер. Предмет и законы возрастной психологии.

Основные теории развития.

– Психоанализ.  Теория влечений (З. и А. Фрейд). Теория травм (М.Кляйн). Теория психосоциального развития личности (Э.Эриксон). Теория объектных отношений, Теория привязанности Д. Боулби, Р.Спиц, Д. Винникот, Г.Ньюфелд, М. Эйнсворт). Теория Сепарации\Индивидуации М. Малер. Бодинамическая теория развития и формирования структур характера Э. Марчер. Возрастные классификации Д. Эльконина, Н. Леонтьева, В. Ковалева, М. Лисиной. Теория самости (Х. Кохут).

– Экзистенциально-аналитическая теория развития личности (А. Лэнгле, С. Кривцова).

– Операциональная теория развития (Ж.Пиаже).

– Теория социального научения (А. Бандура).

– Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский).

– Детская гештальт-терапия (В. Оклендер). Основные принципы гештальт-терапии.

– Этапы терапевтического процесса  (1 – установление терапевтических отношений, 2- укрепление функции контакта, 3 – укрепление self, 4 – работа с агрессивной энергией, 5 – самоподдержка и забота о себе, 6 – работа с процессом, 7 – просвещение родителей, 8 – завершение терапии).

Цикл 2. Периоды онтогенетического развития. Младенческий возраст.

– Период новорожденности и младенчества (с рождения до одного года);

– Возрастные кризисы этого периода.

– Понятие диады и триады. 

– Физические, психологические, социальные компетенции ребенка;

– Возрастная норма и патология, важные компетенции детей этого возраста;

– Основные компетенции родителей детей этого возраста.

– Наиболее частые запросы родителей.

– Возможные рекомендации психолога.

Цикл 3. Ранний возраст (1-3 года).

– Возрастные особенности детей с 1 года до 3 лет. 

– Основные этапы физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития детей. Новообразования возраста. Задачи возраста.

– Роль родителей в жизни детей этого возраста.

– Возрастные кризисы этого периода (кризис 1 года, кризис 3-х лет).

– возрастная норма и патология.

– Наиболее частые запросы, с которыми обращаются родители детей 1-3 лет и способы работы с ними: Отлучение от груди, приучение к горшку, выход мамы на работу и найм няни, адаптация ребенка к детскому саду, истерики, агрессия ребенка, нарушения привязанности, психосоматические проявления, болезни.

– Наиболее частые психологические трудности, с которыми сталкиваются родители детей этого возраста: эмоциональное выгорание, депрессия, трудности в отношениях с партнером и другими детьми, сложности в отношениях со старшими родственниками (родители, свекры), кризис профессиональной идентичности. Причины этих трудностей и способы работы с ними.

Цикл 4. Дошкольный возраст (3-7 лет).

– Возрастные особенности детей от 3 до 7 лет.

– Основные этапы физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития детей. Новообразования возраста. Задачи возраста.

– Эдипов комплекс и комплекс электры. Гендерная идентичность, детская сексуальность.

– Роль родителей в жизни детей этого возраста.

– Возрастные кризисы этого периода (кризис 7 лет).

– Возрастная норма и патология.

– Наиболее частые запросы, с которыми обращаются родители детей 3-7 лет и способы работы с ними: Истерики у ребёнка, страхи, протестное поведение, детский эгоцентризм, зависимость от гаджетов, нарушения привязанности, психосоматические проявления, болезни.

– Наиболее частые психологические трудности, с которыми сталкиваются родители детей этого возраста: эмоциональное выгорание, депрессия, трудности в отношениях с партнером, трудности с организацией для себя свободного времени и пространства, сложности с выходом на работу. Причины этих трудностей и способы работы с ними.

Практика: упражнения на погружение в роль ребенка (3-7 лет) и родителей.

 

Цикл 5. Младший школьный возраст.

– Ребенок от семи до двенадцати лет.

– Возрастные кризисы этого периода.

– физические, психологические, социальные компетенции ребенка;

– возрастная норма и патология;

– Основные компетенции родителей детей этого возраста.

– Наиболее частые запросы родителей: школьные проблемы, школьная фобия, гаджеты, проблемы с учебой и коллективом, проблема воровства, отношения со сверстниками, выбор кружков и др.

– Возможные рекомендации психолога.

Цикл 6. Подростковый возраст (13-18 лет).

– Задачи возраста. Новообразования возраста.

– Физиологические основы подросткового кризиса.

– Ранний подростковый возраст (12-14 лет).

Физические, психологические, эмоциональные и социальные особенности детей этого возраста. Психологические задачи, типичные проявления. Роль родителей в жизни ранних подростков. Сложности на этом этапе у детей и родителей.

– Средний подростковый возраст (14-16 лет).

Физические, психологические, эмоциональные и социальные особенности подростков 14-16 лет. Психологические задачи, типичные проявления. Роль родителей в жизни подростков 14-16 лет. Сложности на этом этапе у детей и родителей. Первая любовь, первые отношения.

– Поздний подростковый возраст (17-18 лет).

Физические, психологические, эмоциональные и социальные особенности подростков 17-18 лет. Психологические задачи, типичные проявления. Роль родителей в жизни подростков 17-18 лет. Сложности на этом этапе у детей и родителей. Подготовка к ЕГЭ, поступление в институт.

– Возрастная норма и патология.

– Наиболее частые запросы, с которыми обращаются родители подростков и способы работы с ними: школьные проблемы, проблемы буллинга и агрессии, проблемы сдачи ЕГЭ, подростковая депрессия, выученная беспомощность, проблема с самооценкой, подростковый алкоголизм и наркомания, зависимость от гаджетов, проблемы отношений между м и ж, гормональные изменения, сепарация от родителей, саморазрушающее поведение.

Практика: упражнения на погружение в роль подростка и родителей.

Цикл 7. Основные методы диагностики и приемы работы.

– Устройство кабинета психолога, выбор игрушек, материалов и реквизита. Правила поведения в кабинете. Проведение первичного приема семьи, ребенка, родителей.

– Рисуночные методы диагностики: несуществующее животное, три дерева, барашек в бутылке, человек под дождем, двойной портрет, статичный и кинетический рисунок семьи, планеты, цветик-семицветик и т. д.

– Сказкотерапия в работе с детьми.

– Арт-терапия: работа с песком, глиной и другими материалами.

– Психологические игры и метафорические ассоциативные карты как инструмент работы.

– Игротерапия, основные принципы работы.

– Работа с пространством в детской терапии.

Цикл 8. Работа с родителями и семьями.

– Этапы развития семейной системы. Появление детей и изменение семейной системы в связи с этим. Семейные роли.

– Теории о сиблингах (братьях и сестрах. Особенности и нюансы: старший ребенок, младший ребенок, средний ребенок, единственный ребенок. Близнецы и погодки, сводные братья и сестры. Сиблинговые проблемы: ревность, вражда, агрессия, зависть, конкуренция, слияние, вина, иерархия. Особенности отношений в «лоскутных семьях», отчим и мачеха

– Границы семейной системы.

– Трудности в материнстве, о которых не принято говорить: злость на ребенка, равнодушие, скука, непринятие ребенка. Причины их появления. Работа с этими состояниями.

– Основные социальные и личные интроекты (установки), способствующие появлению проблем в детско-родительских отношениях.

– Семьи со хронической сложной жизненной ситуацией: Созависимые семьи, алкоголизм в семье, психические заболевания у членов семьи, тяжелобольной член семьи. Особенности развития детей в таких семьях, основные трудности с которыми встречаются родители и педагоги, работающие с детьми из таких семей.

– Особенности проведения родительских консультации.

– Сложности в работе с родителями – тревожные родители; родители, резко обрывающие терапию ребенка; разведенные родители; сложносоставные семьи и др.

Цикл 9. Кризисные состояния. Проблематика вне возраста.

– Травма (острое стрессовое расстройство, ПТСР, травма развития). Ядро травматической реакции. Симптомы травмы. Способы выхода из контакта (признаки травматизации в контакте). Насилие (типы и признаки насилия). Способы работы с травмой. Характеристики терапевта рядом с травмой. Стокгольмский синдром.

– Терминальные состояния. Суициды. Самоповреждающее поведение.

– Нарушения и расстройства пищевого поведения у детей и подростков: анорексия, булимия, вомитинг.

– Навязчивости у детей и подростков, ОКР.

– Особенности половой идентификации у детей и подростков, гомосексуальность, трансгендерность.

– Горе, утрата, развод в жизни ребёнка.

– Жизненные кризисы. Виды и стадии развития кризисного процесса. Принципы и цели кризисной интервенции.

– Этапы горевания. Основные задачи работы горя. Болезненные реакции горя. Виды интервенции на различных этапах горевания.

– Формирование понятия смерти у детей.

– Особенности реагирования детей на утрату в разные возрастные периоды.

– Признаки завершения всех этапов горевания. Печаль.

– Признаки завершения терапии.

 

Цикл 10. “Дети с особенностями развития. Психосоматика у детей. Итоговая аттестация”.

– Атипичные варианты развития детей.

6 вариантов дезонтогенеза (умственная отсталость, ЗПР,  поврежденное развитие, искаженное развитие (РДА и Sch), дисгармоничное развитие (патохарактерологическое формирование личности или психопатии), дефицитарное развитие,  поврежденное развитие).

– Варианты осложненного поведения (мотив привлечения внимания, мотив борьбы за власть, мотив мести).

– Психосоматика у детей.

Симптом как часть личности клиента. Факторы, способствующие формированию психосоматики у детей. Алекситимия. Психосоматические реакции/ состояния/ заболевания у детей.

– Критерии и способы диагностики психосоматических заболеваний у детей.

– способы работы (1 – распознавание чувств, 2 – присвоение себе телесной функции, 3 – более полное и тщательное распознавание симптома, 4 – поиск новых способов выражения того, что выражает за ребенка его тело).

–  Агрессия у детей. Причины возникновения. Способы реагирования родителей. 4 фазы в работе с детским гневом.

– Способы заботы терапевта о своем эмоциональном состоянии.

Завершение Специализации. Интеграция полученных знаний. Итоговая аттестация

Тренеры на специализации:
Бадаева Анастасия – гештальт-терапевт, детский психоаналитик, семейный терапевт.
Зиновьева Екатерина – гештальт-терапевт, семейный терапевт, детский психолог.
Лукшина Виктория – канд. психол. наук, семейный психолог, детский гештальт-терапевт.

План оплаты:

Москва

Номер циклаПлан оплаты по цикламПлан оплаты каждый год
113 000
50 000
213 000
313 000
413 000
513 000
50 000
613 000
713 000
813 000
913 000
50 000
1013 000
1113 000
1213 000
Итого156 000150 000

Регионы

Номер циклаПлан оплаты по цикламПлан оплаты каждый год
112 500
48 000
212 500
312 500
412 500
512 500
48 000
612 500
712 500
812 500
912 500
48 000
1012 500
1112 500
1212 500
Итого150 000144 000

 

оставить заявку