cпециализация: психологическая работа с детьми и родителями
Цель программы:
– дать целостную систему знаний по возрастной психологии (от 0 до 18 лет);
– подготовить специалистов к работе с самыми разнообразными случаями, которые встречаются в практике детского психолога;
– познакомить с методами и инструментами психологической работы с детьми и родителями и использованием их на практике;
На кого рассчитана:
– психологов, работающих с детьми, подростками и их родителями;
– специалистов сферы дошкольного, среднего и дополнительного образования;
– психологов, работающих со взрослыми людьми (ведь они тоже когда-то были детьми);
– педагогов;
– врачей.
На специализацию принимаем:
Практикующих психологов любых направлений, имеющих необходимый минимум знаний о психологии человека:
– с профильным образованием (минимум 230 часов психологии в дипломе);
– студентов профильных вузов;
– с дипломом о переподготовке в области психологии.
– студентов программ переподготовки в области психологии.
Структура обучения:
10 трехдневных циклов по пятницам-субботам-
По окончании программы выдается:
– Удостоверение о повышении квалификации.
– Сертификат о прохождении программы специализации.
Цикл 1. Возрастная психология как наука. Основные теории развития.
– Возрастная психология как наука. 1882 г. «Душа ребенка» В. Прейер. Предмет и законы возрастной психологии.
– Основные теории развития.
– Психоанализ. Теория влечений (З. и А. Фрейд). Теория травм (М.Кляйн). Теория психосоциального развития личности (Э.Эриксон). Теория объектных отношений, Теория привязанности Д. Боулби, Р.Спиц, Д. Винникот, Г.Ньюфелд, М. Эйнсворт). Теория Сепарации\Индивидуации М. Малер. Бодинамическая теория развития и формирования структур характера Э. Марчер. Возрастные классификации Д. Эльконина, Н. Леонтьева, В. Ковалева, М. Лисиной. Теория самости (Х. Кохут).
– Экзистенциально-аналитическая теория развития личности (А. Лэнгле, С. Кривцова).
– Операциональная теория развития (Ж.Пиаже).
– Теория социального научения (А. Бандура).
– Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский).
– Детская гештальт-терапия (В. Оклендер). Основные принципы гештальт-терапии.
– Этапы терапевтического процесса (1 – установление терапевтических отношений, 2- укрепление функции контакта, 3 – укрепление self, 4 – работа с агрессивной энергией, 5 – самоподдержка и забота о себе, 6 – работа с процессом, 7 – просвещение родителей, 8 – завершение терапии).
Цикл 2. Периоды онтогенетического развития. Младенческий возраст.
– Период новорожденности и младенчества (с рождения до одного года);
– Возрастные кризисы этого периода.
– Понятие диады и триады.
– Физические, психологические, социальные компетенции ребенка;
– Возрастная норма и патология, важные компетенции детей этого возраста;
– Основные компетенции родителей детей этого возраста.
– Наиболее частые запросы родителей.
– Возможные рекомендации психолога.
Цикл 3. Ранний возраст (1-3 года).
– Возрастные особенности детей с 1 года до 3 лет.
– Основные этапы физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития детей. Новообразования возраста. Задачи возраста.
– Роль родителей в жизни детей этого возраста.
– Возрастные кризисы этого периода (кризис 1 года, кризис 3-х лет).
– возрастная норма и патология.
– Наиболее частые запросы, с которыми обращаются родители детей 1-3 лет и способы работы с ними: Отлучение от груди, приучение к горшку, выход мамы на работу и найм няни, адаптация ребенка к детскому саду, истерики, агрессия ребенка, нарушения привязанности, психосоматические проявления, болезни.
– Наиболее частые психологические трудности, с которыми сталкиваются родители детей этого возраста: эмоциональное выгорание, депрессия, трудности в отношениях с партнером и другими детьми, сложности в отношениях со старшими родственниками (родители, свекры), кризис профессиональной идентичности. Причины этих трудностей и способы работы с ними.
Цикл 4. Дошкольный возраст (3-7 лет).
– Возрастные особенности детей от 3 до 7 лет.
– Основные этапы физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития детей. Новообразования возраста. Задачи возраста.
– Эдипов комплекс и комплекс электры. Гендерная идентичность, детская сексуальность.
– Роль родителей в жизни детей этого возраста.
– Возрастные кризисы этого периода (кризис 7 лет).
– Возрастная норма и патология.
– Наиболее частые запросы, с которыми обращаются родители детей 3-7 лет и способы работы с ними: Истерики у ребёнка, страхи, протестное поведение, детский эгоцентризм, зависимость от гаджетов, нарушения привязанности, психосоматические проявления, болезни.
– Наиболее частые психологические трудности, с которыми сталкиваются родители детей этого возраста: эмоциональное выгорание, депрессия, трудности в отношениях с партнером, трудности с организацией для себя свободного времени и пространства, сложности с выходом на работу. Причины этих трудностей и способы работы с ними.
Практика: упражнения на погружение в роль ребенка (3-7 лет) и родителей.
Цикл 5. Младший школьный возраст.
– Ребенок от семи до двенадцати лет.
– Возрастные кризисы этого периода.
– физические, психологические, социальные компетенции ребенка;
– возрастная норма и патология;
– Основные компетенции родителей детей этого возраста.
– Наиболее частые запросы родителей: школьные проблемы, школьная фобия, гаджеты, проблемы с учебой и коллективом, проблема воровства, отношения со сверстниками, выбор кружков и др.
– Возможные рекомендации психолога.
Цикл 6. Подростковый возраст (13-18 лет).
– Задачи возраста. Новообразования возраста.
– Физиологические основы подросткового кризиса.
– Ранний подростковый возраст (12-14 лет).
Физические, психологические, эмоциональные и социальные особенности детей этого возраста. Психологические задачи, типичные проявления. Роль родителей в жизни ранних подростков. Сложности на этом этапе у детей и родителей.
– Средний подростковый возраст (14-16 лет).
Физические, психологические, эмоциональные и социальные особенности подростков 14-16 лет. Психологические задачи, типичные проявления. Роль родителей в жизни подростков 14-16 лет. Сложности на этом этапе у детей и родителей. Первая любовь, первые отношения.
– Поздний подростковый возраст (17-18 лет).
Физические, психологические, эмоциональные и социальные особенности подростков 17-18 лет. Психологические задачи, типичные проявления. Роль родителей в жизни подростков 17-18 лет. Сложности на этом этапе у детей и родителей. Подготовка к ЕГЭ, поступление в институт.
– Возрастная норма и патология.
– Наиболее частые запросы, с которыми обращаются родители подростков и способы работы с ними: школьные проблемы, проблемы буллинга и агрессии, проблемы сдачи ЕГЭ, подростковая депрессия, выученная беспомощность, проблема с самооценкой, подростковый алкоголизм и наркомания, зависимость от гаджетов, проблемы отношений между м и ж, гормональные изменения, сепарация от родителей, саморазрушающее поведение.
Практика: упражнения на погружение в роль подростка и родителей.
Цикл 7. Основные методы диагностики и приемы работы.
– Устройство кабинета психолога, выбор игрушек, материалов и реквизита. Правила поведения в кабинете. Проведение первичного приема семьи, ребенка, родителей.
– Рисуночные методы диагностики: несуществующее животное, три дерева, барашек в бутылке, человек под дождем, двойной портрет, статичный и кинетический рисунок семьи, планеты, цветик-семицветик и т. д.
– Сказкотерапия в работе с детьми.
– Арт-терапия: работа с песком, глиной и другими материалами.
– Психологические игры и метафорические ассоциативные карты как инструмент работы.
– Игротерапия, основные принципы работы.
– Работа с пространством в детской терапии.
Цикл 8. Работа с родителями и семьями.
– Этапы развития семейной системы. Появление детей и изменение семейной системы в связи с этим. Семейные роли.
– Теории о сиблингах (братьях и сестрах. Особенности и нюансы: старший ребенок, младший ребенок, средний ребенок, единственный ребенок. Близнецы и погодки, сводные братья и сестры. Сиблинговые проблемы: ревность, вражда, агрессия, зависть, конкуренция, слияние, вина, иерархия. Особенности отношений в «лоскутных семьях», отчим и мачеха
– Границы семейной системы.
– Трудности в материнстве, о которых не принято говорить: злость на ребенка, равнодушие, скука, непринятие ребенка. Причины их появления. Работа с этими состояниями.
– Основные социальные и личные интроекты (установки), способствующие появлению проблем в детско-родительских отношениях.
– Семьи со хронической сложной жизненной ситуацией: Созависимые семьи, алкоголизм в семье, психические заболевания у членов семьи, тяжелобольной член семьи. Особенности развития детей в таких семьях, основные трудности с которыми встречаются родители и педагоги, работающие с детьми из таких семей.
– Особенности проведения родительских консультации.
– Сложности в работе с родителями – тревожные родители; родители, резко обрывающие терапию ребенка; разведенные родители; сложносоставные семьи и др.
Цикл 9. Кризисные состояния. Проблематика вне возраста.
– Травма (острое стрессовое расстройство, ПТСР, травма развития). Ядро травматической реакции. Симптомы травмы. Способы выхода из контакта (признаки травматизации в контакте). Насилие (типы и признаки насилия). Способы работы с травмой. Характеристики терапевта рядом с травмой. Стокгольмский синдром.
– Терминальные состояния. Суициды. Самоповреждающее поведение.
– Нарушения и расстройства пищевого поведения у детей и подростков: анорексия, булимия, вомитинг.
– Навязчивости у детей и подростков, ОКР.
– Особенности половой идентификации у детей и подростков, гомосексуальность, трансгендерность.
– Горе, утрата, развод в жизни ребёнка.
– Жизненные кризисы. Виды и стадии развития кризисного процесса. Принципы и цели кризисной интервенции.
– Этапы горевания. Основные задачи работы горя. Болезненные реакции горя. Виды интервенции на различных этапах горевания.
– Формирование понятия смерти у детей.
– Особенности реагирования детей на утрату в разные возрастные периоды.
– Признаки завершения всех этапов горевания. Печаль.
– Признаки завершения терапии.
Цикл 10. “Дети с особенностями развития. Психосоматика у детей. Итоговая аттестация”.
– Атипичные варианты развития детей.
6 вариантов дезонтогенеза (умственная отсталость, ЗПР, поврежденное развитие, искаженное развитие (РДА и Sch), дисгармоничное развитие (патохарактерологическое формирование личности или психопатии), дефицитарное развитие, поврежденное развитие).
– Варианты осложненного поведения (мотив привлечения внимания, мотив борьбы за власть, мотив мести).
– Психосоматика у детей.
Симптом как часть личности клиента. Факторы, способствующие формированию психосоматики у детей. Алекситимия. Психосоматические реакции/ состояния/ заболевания у детей.
– Критерии и способы диагностики психосоматических заболеваний у детей.
– способы работы (1 – распознавание чувств, 2 – присвоение себе телесной функции, 3 – более полное и тщательное распознавание симптома, 4 – поиск новых способов выражения того, что выражает за ребенка его тело).
– Агрессия у детей. Причины возникновения. Способы реагирования родителей. 4 фазы в работе с детским гневом.
– Способы заботы терапевта о своем эмоциональном состоянии.
Завершение Специализации. Интеграция полученных знаний. Итоговая аттестация
Тренеры на специализации:
Бадаева Анастасия – гештальт-терапевт, детский психоаналитик, семейный терапевт.
Зиновьева Екатерина – гештальт-терапевт, семейный терапевт, детский психолог.
Лукшина Виктория – канд. психол. наук, семейный психолог, детский гештальт-терапевт.
План оплаты:
Москва
Номер цикла | План оплаты по циклам | План оплаты каждый год |
1 | 13 000 | 50 000 |
2 | 13 000 | |
3 | 13 000 | |
4 | 13 000 | |
5 | 13 000 | 50 000 |
6 | 13 000 | |
7 | 13 000 | |
8 | 13 000 | |
9 | 13 000 | 50 000 |
10 | 13 000 | |
11 | 13 000 | |
12 | 13 000 | |
Итого | 156 000 | 150 000 |
Регионы
Номер цикла | План оплаты по циклам | План оплаты каждый год |
1 | 12 500 | 48 000 |
2 | 12 500 | |
3 | 12 500 | |
4 | 12 500 | |
5 | 12 500 | 48 000 |
6 | 12 500 | |
7 | 12 500 | |
8 | 12 500 | |
9 | 12 500 | 48 000 |
10 | 12 500 | |
11 | 12 500 | |
12 | 12 500 | |
Итого | 150 000 | 144 000 |

