специализация: перинатальная психология и психология репродуктивной сферы в гештальт-подходе

Цель программы:

– Дать целостную систему знаний по перинатальной психологии;

– сформировать и систематизировать представление  о подходах и методах работы в  перинатальной психологии;

– подготовить специалистов к работе  с группами в формате семинаров и к индивидуальному консультированию по перинатальной тематике и вопросам родительства.

На кого рассчитана:

– на практикующих психологов, ведущих индивидуальные и групповые занятия по вопросам беременности, родов и  родительства;

– на психотерапевтов, психологов и ведущих групп,  интересующихся спецификой перинатальной психологии;

– консультантов помогающих профессий (консультанты по грудному вскармливанию, доулы);

– врачей;

– педагогов.

На специализацию принимаем:

Практикующих психологов любых направлений, имеющих необходимый минимум знаний о психологии человека:

– с профильным образованием (минимум 230 часов психологии в дипломе);

– студентов профильных вузов;

– с дипломом о переподготовке в области психологии.

– студентов программ переподготовки в области психологии.

Структура обучения:

8 трехдневных циклов.

Продолжительность – 2 учебных года (2022-2023 и 2023-2024 уч. годы).

Содержание программы:

  1. Вводная часть.

Введение в перинатальную психологию. Понятие, объект, предмет, задачи перинатальной психологии.

Мотивация психолога в работе с этой темой, упражнение на осознание своей мотивации.

Специфика, ограничения и особенности этики в работе с беременными, мамами маленьких детей,  диадой «мать и дитя», а также в работе с темами:  бесплодие, психологическая подготовка к родам, абортное консультирование.

Личные и профессиональные сложности психолога в работе с перечисленными темами. Упражнения на осознавание.

  1. Работа с родительскими компетенциями.

– Понятие родительской компетенции и ее формирование в онтогенезе.

– Первичная диагностика психологической готовности к родительству.

– Семейная система как место появления ребенка. Роли и взаимосвязи в семье и их влияние на продолжение рода. Рождение ребенка на разных стадиях жизненного цикла семьи.

– Работа с мотивацией в планировании ребенка.

– Роль, функции и зоны ответственности родителя.

– Стили планирования беременности, работа с ожиданиями и установками на этапе планирования.

– Инструменты диагностики и коррекции в работе с темой (опросники, проективные методики, методы арт-терапии, сказкотерапии, эмоционально-образной терапии, расстановочных методик и других психологических техник).

  1. Работа с бесплодием и невынашиванием беременности

– Физиология и психосоматика репродуктивной системы и процесса зачатия.

– Специфика репродуктивной психосоматики у мужчин, женщин и пары.

– Личные и системные психологические причины бесплодия и невынашивания беременности и возможности психологической работы с ними.

– Возможности работы с парой с диагнозом бесплодие.

– Инструменты диагностики и коррекции в работе с темой (опросники, проективные методики, методы арт-терапии, сказкотерапии, эмоционально-образной терапии, расстановочных методик и других психологических техник).

– Особенности составления программы для групповой работы с темой бесплодия.

  1. Вспомогательные репродуктивные технологии, специфика работы

– Возможности современных вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) и нюансы психологической работы в ситуации ЭКО, обращения к донорскому репродуктивному материалу, суррогатного материнства.

– Как родителям говорить с детьми о том, как они появились на свет в разных ситуациях.

– Психологическое сопровождение в процессе ЭКО как отдельный вид психологической помощи.

– Инструменты диагностики и коррекции в работе с темой (опросники, проективные методики, методы арт-терапии, сказкотерапии, эмоционально-образной терапии, расстановочных методик и других психологических техник).

 

  1. Беременность

– Физиология и психология беременности.

– Особенности работы психолога с беременными женщинами.

– Теория гестационных доминант (по И.А. Аршавскому и И. В. Добрякову). Стили проживания беременности (по Г. Г. Филипповой).

– Использование инструментов этнотерапии как опора на народные традиции отношения к беременности и родам в разных культурах.

– Инструменты диагностики и коррекции в работе с темой (опросники, проективные методики, методы арт-терапии, сказкотерапии, эмоционально-образной терапии, расстановочных методик и других психологических техник).

– Особенности составления программы для групповой работы с беременными, ведения курсов для беременных.

  1. Роды

– Физиология и психология родов, нюансы и психологические последствия для матери и ребенка в ситуации естественных родов, осложненных родов и кесарева сечения.

– Влияние истории рождения на психологические паттерны человека. Базовые перинатальные матрицы С. Грофа. Понятие травмы рождения Отто Ранка.

– Возможности работы психолога с темой диагностики и коррекции готовности к родам.

– Понятие партнерских родов, плюсы и минусы, возможности психологической диагностики и подготовки пары к родам.

– Психологическое сопровождение в родах как отдельный вид психологической помощи. Особенности взаимодействия психолога, врачей и других специалистов помогающих профессий в ситуации родов.

– Обучение методам немедикаментозного облегчения боли в родах: релаксации, визуализации, дыханию, звучанию, контакту с телом.

– Инструменты диагностики и коррекции в работе с темой (опросники, проективные методики, методы арт-терапии, сказкотерапии, эмоционально-образной терапии, расстановочных методик и других психологических техник).

– Особенности составления программы для групповой работы с темой родов, ведения родового тренинга.

  1. Диада «Мать и дитя»

– Физиология и психология ребенка с первых минут жизни до года. Критические периоды в развитии ребенка и роль родителей на этих этапах.

– Психология грудного вскармливания.

– Традиционные и современные взгляды на развитие и уход за ребенком, их психологические последствия.

– Потребности ребенка и понятие «достаточно хорошей матери» (по Д. Винникотту).

– Типы привязанности (по Дж. Боулби и М. Эйнсворт), влияние типа привязанности на паттерны человека в отношениях. Возможности диагностики и коррекции нарушений привязанности у детей и взрослых клиентов.

– Теория объектных отношений (по М. Кляйн, Д. Винникотту, У. Фейрберну и У. Биону), влияние ранних отношений с материнским объектом на развитие психики.

– Формирование в раннем онтогенезе основ психического и физического здоровья и нарушений здоровья.

– Работа с мамами маленьких детей, поддержка семьи на первом году жизни и профилактика послеродовой депрессии.

  1. Сложные моменты материнства

– Работа с перинатальными потерями (выкидыш, замершая беременность, неудачное ЭКО, гибель ребенка в родах или в младенческом возрасте).

– Психологическая работа в ситуации выбора, оставлять или не оставлять ребенка. Помощь психолога в ситуации аборта и в ситуации нежеланной беременности, предабортное и постабортное консультирование.

– Послеродовая депрессия, критерии диагностики и возможности психологической работы.

– Психологическое сопровождение семьи в ситуации рождения ребенка с тяжелыми нарушениями в состоянии здоровья.

– Возможные трудности в семье после рождения ребенка, вынужденные разлуки с ребенком, трудности совмещения материнства и самореализации.

– Работа с перинатальными травмами, техники «закрытия родов».

– Психологическое сопровождение осложненной беременности (после потерь, в ситуации высокого риска угрозы выкидыша, беременности больным ребенком, работа со страхами).

В программе  предусмотрен просмотр учебных видео и фрагментов художественных фильмов, иллюстрирующих темы.

Тренеры программы:

Белкина Татьяна – гештальт-терапевт, перинатальный психолог, супервизор, заведующая кафедрой клинической психотерапии,  соучредитель академии.

Сопот Ольга – член ППЛ, психотерапевт- психолог. Супервизор. Член Арт- терапевтической ассоциации России. Старший, выпускающий тренер программ по гештальт терапии, Арт- гештальт терапии и перинатальной психологии. Групповой психотерапевт.

Бадаева Анастасия – гештальт-терапевт, перинатальный психолог, супервизор, травматерапевт, детский аналитик, тренер МАГ.

По окончании программы выдается:

– Удостоверение о повышении квалификации.

– Сертификат о прохождении программы специализации.

 

Запись в группу – по результатам собеседования.

оставить заявку