специализация: перинатальная психология и психология репродуктивной сферы в гештальт-подходе
Цель программы:
– Дать целостную систему знаний по перинатальной психологии;
– сформировать и систематизировать представление о подходах и методах работы в перинатальной психологии;
– подготовить специалистов к работе с группами в формате семинаров и к индивидуальному консультированию по перинатальной тематике и вопросам родительства.
На кого рассчитана:
– на практикующих психологов, ведущих индивидуальные и групповые занятия по вопросам беременности, родов и родительства;
– на психотерапевтов, психологов и ведущих групп, интересующихся спецификой перинатальной психологии;
– консультантов помогающих профессий (консультанты по грудному вскармливанию, доулы);
– врачей;
– педагогов.
На специализацию принимаем:
Практикующих психологов любых направлений, имеющих необходимый минимум знаний о психологии человека:
– с профильным образованием (минимум 230 часов психологии в дипломе);
– студентов профильных вузов;
– с дипломом о переподготовке в области психологии.
– студентов программ переподготовки в области психологии.
Структура обучения:
8 трехдневных циклов.
Продолжительность – 2 учебных года (2022-2023 и 2023-2024 уч. годы).
Содержание программы:
- Вводная часть.
Введение в перинатальную психологию. Понятие, объект, предмет, задачи перинатальной психологии.
Мотивация психолога в работе с этой темой, упражнение на осознание своей мотивации.
Специфика, ограничения и особенности этики в работе с беременными, мамами маленьких детей, диадой «мать и дитя», а также в работе с темами: бесплодие, психологическая подготовка к родам, абортное консультирование.
Личные и профессиональные сложности психолога в работе с перечисленными темами. Упражнения на осознавание.
- Работа с родительскими компетенциями.
– Понятие родительской компетенции и ее формирование в онтогенезе.
– Первичная диагностика психологической готовности к родительству.
– Семейная система как место появления ребенка. Роли и взаимосвязи в семье и их влияние на продолжение рода. Рождение ребенка на разных стадиях жизненного цикла семьи.
– Работа с мотивацией в планировании ребенка.
– Роль, функции и зоны ответственности родителя.
– Стили планирования беременности, работа с ожиданиями и установками на этапе планирования.
– Инструменты диагностики и коррекции в работе с темой (опросники, проективные методики, методы арт-терапии, сказкотерапии, эмоционально-образной терапии, расстановочных методик и других психологических техник).
- Работа с бесплодием и невынашиванием беременности
– Физиология и психосоматика репродуктивной системы и процесса зачатия.
– Специфика репродуктивной психосоматики у мужчин, женщин и пары.
– Личные и системные психологические причины бесплодия и невынашивания беременности и возможности психологической работы с ними.
– Возможности работы с парой с диагнозом бесплодие.
– Инструменты диагностики и коррекции в работе с темой (опросники, проективные методики, методы арт-терапии, сказкотерапии, эмоционально-образной терапии, расстановочных методик и других психологических техник).
– Особенности составления программы для групповой работы с темой бесплодия.
- Вспомогательные репродуктивные технологии, специфика работы
– Возможности современных вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) и нюансы психологической работы в ситуации ЭКО, обращения к донорскому репродуктивному материалу, суррогатного материнства.
– Как родителям говорить с детьми о том, как они появились на свет в разных ситуациях.
– Психологическое сопровождение в процессе ЭКО как отдельный вид психологической помощи.
– Инструменты диагностики и коррекции в работе с темой (опросники, проективные методики, методы арт-терапии, сказкотерапии, эмоционально-образной терапии, расстановочных методик и других психологических техник).
- Беременность
– Физиология и психология беременности.
– Особенности работы психолога с беременными женщинами.
– Теория гестационных доминант (по И.А. Аршавскому и И. В. Добрякову). Стили проживания беременности (по Г. Г. Филипповой).
– Использование инструментов этнотерапии как опора на народные традиции отношения к беременности и родам в разных культурах.
– Инструменты диагностики и коррекции в работе с темой (опросники, проективные методики, методы арт-терапии, сказкотерапии, эмоционально-образной терапии, расстановочных методик и других психологических техник).
– Особенности составления программы для групповой работы с беременными, ведения курсов для беременных.
- Роды
– Физиология и психология родов, нюансы и психологические последствия для матери и ребенка в ситуации естественных родов, осложненных родов и кесарева сечения.
– Влияние истории рождения на психологические паттерны человека. Базовые перинатальные матрицы С. Грофа. Понятие травмы рождения Отто Ранка.
– Возможности работы психолога с темой диагностики и коррекции готовности к родам.
– Понятие партнерских родов, плюсы и минусы, возможности психологической диагностики и подготовки пары к родам.
– Психологическое сопровождение в родах как отдельный вид психологической помощи. Особенности взаимодействия психолога, врачей и других специалистов помогающих профессий в ситуации родов.
– Обучение методам немедикаментозного облегчения боли в родах: релаксации, визуализации, дыханию, звучанию, контакту с телом.
– Инструменты диагностики и коррекции в работе с темой (опросники, проективные методики, методы арт-терапии, сказкотерапии, эмоционально-образной терапии, расстановочных методик и других психологических техник).
– Особенности составления программы для групповой работы с темой родов, ведения родового тренинга.
- Диада «Мать и дитя»
– Физиология и психология ребенка с первых минут жизни до года. Критические периоды в развитии ребенка и роль родителей на этих этапах.
– Психология грудного вскармливания.
– Традиционные и современные взгляды на развитие и уход за ребенком, их психологические последствия.
– Потребности ребенка и понятие «достаточно хорошей матери» (по Д. Винникотту).
– Типы привязанности (по Дж. Боулби и М. Эйнсворт), влияние типа привязанности на паттерны человека в отношениях. Возможности диагностики и коррекции нарушений привязанности у детей и взрослых клиентов.
– Теория объектных отношений (по М. Кляйн, Д. Винникотту, У. Фейрберну и У. Биону), влияние ранних отношений с материнским объектом на развитие психики.
– Формирование в раннем онтогенезе основ психического и физического здоровья и нарушений здоровья.
– Работа с мамами маленьких детей, поддержка семьи на первом году жизни и профилактика послеродовой депрессии.
- Сложные моменты материнства
– Работа с перинатальными потерями (выкидыш, замершая беременность, неудачное ЭКО, гибель ребенка в родах или в младенческом возрасте).
– Психологическая работа в ситуации выбора, оставлять или не оставлять ребенка. Помощь психолога в ситуации аборта и в ситуации нежеланной беременности, предабортное и постабортное консультирование.
– Послеродовая депрессия, критерии диагностики и возможности психологической работы.
– Психологическое сопровождение семьи в ситуации рождения ребенка с тяжелыми нарушениями в состоянии здоровья.
– Возможные трудности в семье после рождения ребенка, вынужденные разлуки с ребенком, трудности совмещения материнства и самореализации.
– Работа с перинатальными травмами, техники «закрытия родов».
– Психологическое сопровождение осложненной беременности (после потерь, в ситуации высокого риска угрозы выкидыша, беременности больным ребенком, работа со страхами).
В программе предусмотрен просмотр учебных видео и фрагментов художественных фильмов, иллюстрирующих темы.
Тренеры программы:
Белкина Татьяна – гештальт-терапевт, перинатальный психолог, супервизор, заведующая кафедрой клинической психотерапии, соучредитель академии.
Сопот Ольга – член ППЛ, психотерапевт- психолог. Супервизор. Член Арт- терапевтической ассоциации России. Старший, выпускающий тренер программ по гештальт терапии, Арт- гештальт терапии и перинатальной психологии. Групповой психотерапевт.
Бадаева Анастасия – гештальт-терапевт, перинатальный психолог, супервизор, травматерапевт, детский аналитик, тренер МАГ.
По окончании программы выдается:
– Удостоверение о повышении квалификации.
– Сертификат о прохождении программы специализации.
Запись в группу – по результатам собеседования.